Россия стала 156-м государством-членом ВТО. Билетом в зону свободной торговли стало снижение импортных таможенных пошлин, что поставило под удар отечественных производителей.
Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) вступает в силу сегодня.
Протокол был подписан в Женеве в рамках VIII Министерской конференции стран – членов ВТО. Подпись от российской стороны в документе поставила Эльвира Набиуллина, занимавшая на тот момент пост министра экономического развития РФ.
Россия добивалась вступления во Всемирную торговую организацию почти 18 лет. Федеральный закон, ратифицирующий протокол о присоединении России к ВТО, был принят Госдумой 10 июля этого года, одобрен Советом Федерации 18 июля. Владимир Путин подписал его 21 июля 2012 года.
Основной целью деятельности ВТО является снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и импортных квот. На сегодня в ВТО состоят 80% стран мира, на их долю приходится 97% мирового торгового оборота. На основе доли страны в мировом торговом обороте рассчитывается взнос страны – участницы в ВТО.
Соглашение о вступлении России в ВТО устанавливает «четкие правила внешней торговли с понятным алгоритмом их применения», отмечал ранее министр экономического развития РФ Андрей Белоусов. «Это обеспечивает стабильность внешнеторгового режима и предсказуемость правовых условий для экономических операторов, то есть для российских компаний, российских и зарубежных инвесторов, то есть гарантии, что они будут работать по одинаковым правилам и у себя дома, и других странах», – отмечал глава Минэкономразвития.
Снижение тарифной защиты является основным фактором риска для развития отраслей. Наиболее серьезные последствия может нанести снижение уровня таможенно-тарифной защиты рынка мяса, зерна, молока, сельхозмашиностроения, которое может повлечь рост импорта и, как следствие, сокращение отечественного производства, рабочих мест, прежде всего на предприятиях с низким технологическим уровнем и высокой себестоимостью выпускаемой продукции.