Правительство Лихтенштейна может в ближайшее время отказаться от практики строгого соблюдения банковской тайны, установив систему автоматического обмена данными о банковских счетах и об их владельцах.
Такую информацию обнародовал премьер-министр княжества Клаус Чючер в интервью газете Tages-Anzeiger, сообщает Bin.ua.
Как отмечается в сообщении, правительство Лихтенштейна пришло к выводу, что отказ от анонимности может оказаться для банковской системы княжества предпочтительнее так называемой схемы Рубика. Эта схема, предполагающая сохранность анонимности зарубежного вкладчика, который разместил незадекларированные средства в швейцарском банке, была предложена властями Швейцарии в ответ на требования ЕС предоставлять информацию о налоговых уклонистах. При этом сбережения таких вкладчиков должны были облагаться налогом, который впоследствии перечисляется властям его родины. Подобные договоренности уже достигнуты Швейцарией с правительствами Германии, Австрии и Великобритании, а с Италией и Грецией в данное время идут соответствующие переговоры.
По словам Чючера, Лихтенштейн, также присоединится к такой модели взаимодействия, если немецкий парламент одобрит схему Рубика; в противном случае княжество, возможно, установит систему обмена данными о вкладчиках. Говоря о предпочтениях княжества при выборе двух озвученных схем, премьер-министр отметил, что швейцарский вариант более дорогостоящий, поскольку требует привлечения персонала, осведомленного об особенностях налогообложения в разных странах. Кроме этого, Чючер считает, что схема Рубика менее благоприятна для банков, поскольку она предусматривает 40-процентный налог на доходы, полученные в результате размещения иностранного капитала.
Правительство Швейцарии, в отличие от Лихтенштейна, категорически не намерено внедрять систему автоматического обмена данными о вкладчиках между странами ЕС. Берн будет добиваться ратификации схемы Рубика, а, если не достигнет успеха, то оставит в силе действующий бюрократический механизм взаимодействия с налоговыми службами других стран. Этот механизм предусматривает отправку официального запроса о помощи в расследовании со стороны контролирующих органов иных государств, подозревающих своих граждан в уклонении от налогообложения.
Напомним, банковская система Княжества Лихтенштейн работает в соответствии с законом, принятым еще в 1961 году, согласно которому лицензию на банковскую деятельность выдает правительство после получения одобрения со стороны парламента. Банковская тайна в княжестве хранится чрезвычайно строго: до сих пор местные банки не предоставляли информацию о своем клиенте иностранным властям.
При этом многочисленные оффшорные компании в Лихтенштейне в основном обслуживаются тремя крупнейшими банками страны с почти столетней историей: Национальным банком, «Лихтенштайнер Глобал Траст» и «Фервальтунгс-унд Приватбанк». Филиалов иностранных банков в Княжестве нет – ни один из них так и не смог получить разрешение властей.
Банки Лихтенштейна стали мишенью для критики в феврале 2008 г., когда в распоряжение прокуратуры ФРГ попал диск с данными нескольких сотен граждан Германии, подозреваемых в уклонении от налогов путём перевода денег на счета различных фондов в Лихтенштейне. Наряду с Монако и Андоррой Княжество Лихтенштейн входит в чёрный список «налоговых убежищ» — государств, где резиденты других стран уходят от налогообложения своих активов.