Ряд скандалов, в которые оказались втянуты некоторые британские банки, может существенно осложнить взаимодействие финансовых систем Англии и США. Об этом в последнее время открыто заговорили как аналитики, так и чиновники двух стран.
Федеральная резервная система (ФРС) США настаивает на многочисленных нарушениях со стороны британских финансистов, в то время как Банк Англии всячески пытается отстоять свое право на принятие независимых решений. Ситуация особенно обострилась после того, как департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк обвинил британскую банковскую группу Standard Chartered в отмывании денег ближневосточных экстремистов, а комиссия по срочной биржевой торговле заподозрила несколько британских банков в манипулировании ставкой LIBOR.
«Мы обратили внимание британских регуляторов на то, что происходит, и они должны принять на себя ответственность за решение этого вопроса», – заявил министр финансов США Тимоти Гайтнер на заседании Конгресса.
Однако глава Банка Англии Мервин Кинг в ответ на это возразил, что ни ФРС, ни министерство финансов США не сообщали ему о возникших сложностях. «Следует воздерживаться от публичных заявлений до окончания расследования», – настаивает главный британский банкир.
Стоит отметить, что 88% международных активов и производных инструментов крупнейших банков США, по данным Федеральной корпорации по страхованию депозитов, размещены именно в Великобритании. А эксперты международной консалтинговой компании McKinsey&Co. сходятся во мнении, что Лондон и Нью-Йорк вот уже много лет соревнуются за право считаться основным и наиболее успешным глобальным финансовым центром.
После экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., США и Великобритания заявили о намерениях активнее координировать свои действия в регулирование работы финансовых корпораций. Но при этом, по сообщению Wall Street Journal, британская сторона настаивала на сохранении юридической и финансовой самостоятельности, а американские регуляторы стремились обрести безоговорочное право прекращать работу любого крупного иностранного банка, деятельность которого внушает опасения.
По итогу напряженных переговоров, продлившихся несколько лет, Банк Англии не уступил своих позиций. Казначейство Великобритании в своем «Новом подходе к финансовому регулированию», опубликованном в январе 2012 года, заявило, что совместные правила не должны ограничивать право страны выстраивать систему национального регулирования, невзирая на то, что финансовые услуги глобальны по своей природе, и корпорации тесно связаны друг с другом.
Ситуацию осложняет серьезность обвинений в адрес Standard Chartered: по данным американских властей, с 2001 г. компанией проведено около 60 тыс. секретных транзакций в пользу Ирана на сумму 250 млрд долл. Как считает департамент финуслуг, средства мигрировали между британскими и ближневосточными банками через нью-йоркский филиал. Помимо этого банку инкриминируются связи с террористическими и экстремистскими организациями в Ливии, Судане и Мьянме.
Если эти обвинения будут доказаны хотя бы частично, то Standard Chartered грозит штраф в размере 1 млрд долл. и лишение лицензии в США. Это, в свою очередь, нанесет сокрушительный удар по имиджу Банка Англии и окончательно подорвет взаимоотношения финансовых институтов двух стран, считает бывший сотрудник минфина США Тед Труман.